Иван Ильин о духовно-нравственном состоянии армии

Иван Ильин. Художник М. Нестеров

Иван Ильин. Художник М. Нестеров

«Русскому народу предстоит изведать опять это радостное, искреннее, волевое единение со своей армией».

Иван Ильин.

В статье освещаются взгляды русского философа Ивана Ильина на армию и воинское служение. А также делается попытка проанализировать разразившиеся последнее время дискуссии вокруг философского наследия Ильина не с точки зрения противников или сторонников мыслителя, но исходя из анализа противоречий, поднимаемых данной полемикой. В заключении в соответствии со сделанными выводами и идеями самого Ильина предлагаются конкретные шаги по улучшению духовно-нравственного состояния армии и общества.

Что такое армия по Ильину?

В философии Ивана Ильина армия является воплощением духа мужественности русского народа и занимает центральное место. Практически во всех своих произведениях Ильин возвращается к вопросу об армии, которая, по его мнению, не отделима от народа и составляет с ним единый организм.

«Армия как элемент государственного бытия есть организованное множество людей, систематически воспитывающих себя к победе и ради нее — к смерти и к убиению во имя государственной цели… Армия может существовать только в ту меру, в какую ее одушевляет государственно патриотическое правосознание. Такое правосознание остается всегда волею к государственной цели; а эта воля порождает и готовность к государственному служению. Поэтому служение в армии должно быть проникнуто живым вдохновением государственности».

Владимир Ильич Ленин, как убежденный диалектик, не спроста считал Ильина выдающимся философом. Важнейшее качество философа — ухватывать суть вещей, что можно наблюдать в приведенном отрывке. Достаточно заменить «государственно патриотическое правосознание» на «классовое» и будет практически готовая цитата из Устава вооруженных сил СССР. Определение данное Ильиным — универсально.

В этом отрывке Ильин, помимо важности обладания армией осознанностью государственной цели, выделяет второй аспект, непосредственно влияющий на эффективность армии — «вдохновенность». Хочется дополнить Ильина — одно зависит от другого. Невозможно вызвать сильный эмоциональный отклик, если боец не понимает целей войны.

Давайте отложим в уме эти два качества армии, чтобы вернутся к ним в части практических мер, предлагаемых в конце статьи.

Далее Ильин дает определение войну.  Для Ильина воин — это человек обладающий прежде всего готовностью к смерти и четким пониманием ради чего он идет на смерть. Это делает война не сколько винтиком государственного механизма, как это может показаться при прочтении нижеследующего фрагмента, но человеком, обладающим сильным духом, способным к самопожертвованию, воспринимающим судьбу своего государства и народа, как собственную судьбу.

«Воин есть гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия: ибо он является живым воплощением государственной силы, живым орудием государственной воли, органом, связавшим свое дело с вопросом о личной жизни и смерти. Но живое орудие не оторвано от своей цели; напротив, цель его незримо присутствует в нем и движет его. Отсюда то высокое достоинство и та высокая ответственность, которые необходимо сопряжены с воинским званием».

Достоинство война для Ильина граничит с религиозным званием. Соединяя личное с общим, воин выходит за грань обыденного. Он отдает свою жизнь на алтарь высшей цели. И с этим невозможно поспорить, какую бы цель мы не имели ввиду.

«Война учит нас жить, любя нечто высшее, такое, за что стоило бы и умереть; любить его больше, чем себя, и доброю волею становиться на его защиту».

В этом отрывке Ильин проводит четкую грань между материалистическим и духовным видением мира. Если человек способен поставить свои идеалы, общее, а не частное, выше своей жизни — его можно назвать рыцарем.

«Каждый миг человек может оказаться в положении торгаша, не знающего, на что решиться, или в положении предателя, предпочитающего свой интерес — Предметному. Дух рыцарственности состоит в стойкой верности Предметному пути».

На мой взгляд, этот отрывок, как и все учение Ильина о воинском служении удивительно совпадает с конфуцианством, а особенно с одним из его ответвлений, философией Ван Янмина — китайского мыслителя, утверждавшего, что единство понимания и действия, которого можно достичь на основе интуиции и особого сердечного видения, является залогом обретения благого знания, по сути — единения человека с Богом. Ван Янмин утверждает, что знать и не действовать означает знать недостаточно хорошо. Так и для Ильина стремление к духовности должно выражаться в предметных поступках.

«Жить предметно — значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придаст моей жизни высший, последний смысл.  Мы должны увидеть оком сердца предметное значение и назначение нашей Жизни. Ибо в действительности мы все служим некоему высшему Делу на земле, — Божьему Делу, — «прекрасной жизни», по слову Аристотеля, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет истории».

Народ и армия — едины

Итак, перефразируя Ильина скажем, что армия — это сообщество людей, живущих ради государственной цели, которая согласно логике философа, заключается в предметности, что в свою очередь означает исполнение Божьего дела, защиту духовных и нравственных ценностей.

Подобный подход может показаться крайне идеалистичным и религиозным. Однако, вспомним, что в определении Ильина присутствует и Аристотель, а значит задействованы идеалы античности, которые в свою очередь породили Возрождение и гуманизм. В основе мышления Ильина — диалектический метод, где практика, предметные поступки — главные критерии истины. Более того, не будет ошибкой сказать, что идеалы философа не противоречат идеалам, например, марксизма, который сам Ильин искренне ненавидел. С понятийной точки зрения тут присутствует явная ирония, ибо предметность, которую Ильин определял мерою всех человеческих дел, является ключевым понятием философии Маркса. В марксизме достижение коммунизма должно явиться в результате «опредмечивания» и «распредмечивания» человеческой деятельности, что соответствует необходимости трудится ради выживания, но вместе с тем придавать труду творческую субьектность и осмысленность. По мере того, как труд перестает быть необходимостью и больше не присваивается капиталом, но становится достоянием трудящихся и источником их счастья, происходит «распредмечивание» деятельности и достижение нравственных идеалов, заложенных природой в человеке. Гуманистические, нравственные идеалы в свою очередь полностью совпадают с идеалами Иисуса Христа.  В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что марксизм, как и философия Ильина, впитал в себя учение Гегеля, который впервые ввел категорию предметности, утопизм Эпохи Просвещения, опирающийся на христианский мистицизм и политэкономию Адама Смита. Таким образом, ценности милосердия, нравственности, уважения к человеку и его жизни и все то, что мы называем сейчас традиционными ценностями, были свойственны, как Ильину, так и его противникам. Разница была в методах их достижения. Не вдаваясь сейчас в дискуссию о методах подчеркнем еще одно важное положение философии Ильина для духовно-нравственного состояния армии.

Ильин, следуя традициям русской религиозной философии, исходил из гипотезы о том, что русский народ и русское государство — являются носителями Божьей правды, исполнителями Божьего дела. Вот этого в марксизме точно не было.

Таким образом, все вышесказанное, касательно служения высшим идеалам, распространяется не только на русскую армию, но и на весь русский народ.  Единение народа и армии — это придание бытию предметности, обретение смысла жизни и служение Богу.

Русская армия — это и есть русский народ, наша армия — это все мы.

«Мы — это русский народ, со всеми его братскими меньшинствами; и в нем — наше почетное и ответственное, вооруженное и знаменами славы осененное волевое средоточие, наша ар-мия и наш флот: наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Кость от нашей кости, кровь от нашей крови, дух от нашего духа. Мы сами ее составляем. Ее победа — наша победа. Ее разложение — наша гибель. Она — воплощение нашей национальной рыцарственности; ограда нашей национальной целости и независимости».

Ильин был убежден, что русский народ имеет великую миссию — воплотить в своем государственном бытии высокие идеалы нравственности и религиозности. Я же возьму на себя сме-лость утверждать, что традиционные ценности российского общества глубоко созвучны, как идеалам Ильина, так и порицаемого им «коммунистического строя».

Осознание единства ценностей различных частей нашего общества должно стать залогом сращивания армии и народа в одно целое. И что не менее важно — стать основанием для актив-ной государственной политики по формированию образа Победы, которая должна не только отстоять наш народ и государство от вражеских посягательств, но и утвердить ценности, которые лежат в основании русской цивилизации.

«Ильингейт» и уроки Гражданской войны

Между тем, говоря откровенно, единство нашего общества в последнее время все чаще ставится под сомнение. В российском медиа пространстве разразились жаркие дискуссии по поводу создания Высшей Политической Школы имени Ивана Ильина в РГГУ. Противники наименования учебного института именем философа утверждают, что Иван Ильин симпатизировал нацио-нал-социализму и на этом основании требуют исключения имени Ильина из научной и политической повестки. То, что Ильин неоднократно в своих произведениях осудил Гитлера недоброжелателей философа не смущает.

Выскажу свое видение этого вопроса. Иван Ильин исходил из религиозного, идеалистического мировоззрения, которое толкало его в стан радикальных противников большевизма. Как любой идеалист Ильин был склонен любить идею «саму по себе». Русский народ, который философ любил всем сердцем, он видел через призму своего идеализма. Именно поэтому на сегодняшний день многие суждения философа на политику и экономику Советского Союза выглядят недальновидными. Это не отменяет того, что Иван Ильин был искренним патриотом России, а его духовные и интеллектуальные интуиции касательно судьбы Родины оказались пророческими.

Ильин в произведении «Стратегические ошибки Гитлера» последовательно и бескомпромиссно порицал нацистского вождя за войну с русским народом, но так и не избавился от ненависти к большевизму. Таким образом, если быть последовательным, то осуждать Ильина нужно не за ненависть к русскому народу, а за неспособность увидеть позитивные черты советского строя.

Однако, если осуждение Ильина исходит из чисто марксистской логики, которой придерживается большинство его критиков, давайте ее продолжим. Согласно классикам марксизма (особо подробно эту тему разработал в своих выступлениях и статьях товарищ Сталин) фашизм является прямым продолжением империализма. Можем ли мы назвать империалистическими по духу высказывания Достоевского о том, что «Константинополь — должен быть наш?». Можем и не только по духу, но и по содержанию. Равно, как и стихотворение Пушкина «Клеветникам России», где стремление польского народа к свободе приносится в жертву простирающемуся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» русскому миру, который «искупает кровью вольность Европы». Данное стихотворение стилистически и образно чрезвычайно напоминает песню группы «Алиса» «Небо славян». Используемый видеоряд в одноименном клипе «Алисы» в свою очередь близок к стилистике, разработанной любимым кинорежиссером Гитлера Лени Рифеншталь. Совпадение? Не думаю. В конце этого логического ряда, нам придется осуждать не только Ильина за его подчас действительно страшные и роковые для самого философа заблуждения, но и Пушкина с Достоевским за империалистическую, а значит протофашистскую риторику, а также Бунина за откровенные симпатии национал-социалистам, Мережковского и Гиппиус за сотрудничество с оным, Рифеншталь за ее безусловный вклад в нацистскую эстетику, «Алису» за «Небо славян», Егора Летова за приверженность национал-большевизму и т.д.

Интересно, также, кто будет осуждать? Достиг ли коммунистический строй, с позиций которого выступают критики Ильина, нравственной высоты? Или Ленин по чьему прямому приказу был организован Соловецкий лагерь не несет ответственности за ужасы, которые в нем творились?

Проблема критиков Ильина в том, что, критикуя Ильина за идеализм консервативный, они сами впадают в идеализм социалистический. Коварность идеалистического подхода в том, что вслед за идеей абсолютизируются методы ее достижения. Между тем, плановая экономика, столь почитаемая у левых мыслителей, безусловно эффективная в крупной промышленности, не всегда работает в секторе услуг. Духовные же постулаты, воспеваемые Ильиным, могут дать «вдохновенность» в бою, обеспечат войну спокойствие и силу духа, создают культурное единство, препятствуют нравственному разложению элиты. Но, когда Ильин переносил действие духовных и нравственных законов в сферу экономики — философ совершал методологическую ошибку.

Постулирование правильных ценностей обеспечит России единство и движение в верном направлении. Методы же достижения заявленных целей могут и должны оставаться предметом дискуссии. Это убережет нашего общество, как от левого, так и от правого догматизма.

Всем противникам Ильина, считающим себя частью нашего общества, следует учесть, что Иван Ильин никогда не ставил перед собой задачи борьбы с русским народом. Его заблуждения и ошибки — это ошибки идеалиста. Неужели в стане «левых» мы не найдем заблуждавшихся идеалистов, чьи руки в отличие от рук Ильина, по локоть в крови? В нашем обществе всегда есть и будут люди, разделяющие идеи Ильина, потому что эти идеи носят глубоко религиозный характер. Вы правда хотите избавить наше общество от всех форм так называемого «фашизма» и религиозного идеализма? Тогда будьте последовательными «граждане», займитесь Достоевским, Пушкиным, Егором Летовым, Лимоновым.

Или лозунг лимоновцев «Россия — все остальное ничто», это не тоже самое, что девиз Ильина: «Жить для России и умереть за Россию»? Между тем, именно критерий патриотизма должен стать определяющим вектором развития российского общества.

В своих многочисленных роликах, такие представители «антиильинского» движения, как блогер Пучков «Гоблин», историк Клим Жуков и другие безальтернативно утверждают, что Россия — «красная», попутно обвиняя тех, кто проявляет симпатию к философии Ильина в работе на украинскую разведку. В связи с этим интересно было бы посмотреть на то, как уважаемый това-рищ Пучков предъявлял бы свои претензии бойцам отряда «Русич», выступившим в поддержку Ильина, или прихожанам православной церкви, которые в своей массе, разделяют религиоз-ные и духовные императивы философа.

Противники Ильина, во многом повторяя ошибки апологетов консерватизма дореволюционной России, не могут признать, что советская идентичность не выдержала проверки временем. Подобно тому, как для Ильина существовала только «белая» Россия, для них существует только не менее абстрактная Россия «красная». Объяснение распада СССР исключительно происками внешних и внутренних врагов, выглядят идентично стремлению консерваторов объяснить крушение Российской империи масонским заговором. Мир оказался сложнее правых или левых догм.

Необходимо также признать, что дискуссии об Ильине выявили противоречия между социальными и консервативными ценностями, которые в эпоху Гражданской Войны сумели разделить русское общество. Залог успеха современной России в соединении этих ценностей.

Преодоление противоречий между капитализмом и социализмом, между древней, как мир, верой в Бога и верой в человека и его разум, которая вошла в обиход в Новое время, уже во многом осуществлено в теориях солидаризма, к которому был близок Ильин, русского Космизма с его совмещением христианского мессианства с прогрессом, «многоукладной» экономики и многих других.

Сказанное подчеркивает важность перманентного переосмысления вечных истин — вопросов нравственности, социальной справедливости, веры в Бога. Такое переосмысление имеет прак-тическую значимость особенно в годы войны, потому что дает ответ на вопрос о том, за что должны воевать люди. В сочинении «Духовный смысл войны» Иван Ильин пишет: «Смысл войны в том, что она зовет каждого восстать и защищать до смерти то, чем он жил доселе, что он любил и чему служил. Что бы ты доселе ни делал; чем бы ты ни занимался; чему бы ни служил, — словом, чем бы ты ни жил — умей умереть за то, чем ты жил».

Правильная, ясная и понятная формулировка смыслов войны — это информационное обеспечение военных операций, опирающееся на концептуальные решения.

Концептуальный вызов Ильина

В чем состоит концептуальный вызов Ильина? В книге «Наши задачи» Иван Ильин призывает «жить с открытыми глазами», уметь «осознавать и формулировать скрытые уроки» истории. Также он советует при этом «не расшатывать форму государства, а вовлекать народ в его жизнь; сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к тоталитарности».

Что это означает в контексте логики данной статьи? «Скрытый урок» истории был сформулирован мной, как необходимость примирить социальные и консервативные ценности. Стремление же «не расшатывать форму государства» по Ильину означает способность государства отвечать на вызовы времени и общества, проводя необходимые реформы «сверху», поэтому неслучайно кумирами Ильина были Петр Великий и Александр Второй.

В данный момент российское общество находится на ментальной развилке. Это выбор между условным Западом и Востоком. Где под Западом я понимаю не западные страны, но предложенные извне формы мышления, а под Востоком — стремление обрести собственную концептуальность. Запад предлагает России классическую европейскую рациональность, которая пребывает в кризисе начиная с середины 19 века. Это логика разделения и продолжения Гражданской войны, умножающая линии раскола российского общества. К этому Россию беспрестанно подталкивают внешние противники и внутренние ментальные «западники»: пытаясь вызвать взаимную ненависть между главными религиозными конфессиями путем терактов, усилить недовольство населения социальным расслоением, поссорить «белых» и «красных» и т.д. Другой путь — приступить к активному укреплению духовно-нравственного состояния общества и армии на основе ценностного подхода.

Иными словами, вызов Ильина состоит в том, чтобы от логики противостояния, перейти к логике синтеза. В том, чтобы окончательно и бесповоротно примирить «белых» и «красных». В том, чтобы создать не только веротерпимость в обществе, но и союз традиционных конфессий. Сделать это и нужно, и возможно.

Согласно диалектике, преодоление противоречий происходит через синтез, который сам является новым тезисом.

Наши задачи

Таковой тезис уже обозначен. Это ценности, которые органически присущи российскому обществу с его стремлением к социальной справедливости и, одновременно, к духовности, объединяющие сторонников разных мировоззрений. Список этих ценностей, который, по моему мнению, нуждается в доработке и более точной формулировке, изложен в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

На основе целенаправленного и централизованного внедрения в армию и общество духовно-нравственных ценностей произойдет укрепление всего российского народа и армии.

Вот основные из них: приоритет духовного над материальным, коллективизм, созидательный труд, служение Отечеству, историческая память и уважение к традициям коренных народов России, суверенитет и национальная независимость.

В последнее время в российском обществе все громче звучат голоса призывающие укреплять духовно-нравственные ценности, привлекать ветеранов СВО в образовательный процесс. Все это безусловно необходимо, однако, подобные меры должны иметь под собой организационное и концептуальное основание. Исполнение не только буквы, но и духа «Указа о духов-но-нравственных ценностях» требует содержательного наполнения и соответствующей структуры. Вот список мер, которые помогли бы осуществлению данного указа и усилили бы его влияние на духовно-нравственное состояние армии и народа.

Создание рабочей группы для концептуальной проработки, дальнейшего развития и применения в России идей, содержащихся в «Указе Президента о духовно-нравственных ценностях». Задачей группы будет формирование принципов государственной политики внедрения и пропаганды духовно-нравственных ценностей. Важно, чтобы в такой группе приняли участие различные по подходам, но общие по патриотической направленности участники. Вот основные из них: Изборский клуб, Клуб улицы Правды, Школа солидарной экономики, Высшая политическая школа имени Ивана Ильина, исследовательская группа Переслегина.

Координация работы Главного военно-политического управления Вооружённых сил Российской Федерации с общегосударственной политикой в области духовно-нравственных ценностей. Главным итогом работы военно-политического управления армией должно стать создание реально действующего корпуса «политруков» в войсках.

Создание в России особого органа советников по духовно-нравственным ценностям при губернаторах во всех регионах РФ. Подчиняться такой орган должен напрямую Министру обороны Российской федерации.

Формирование программ мероприятий, действий и показателей их результативности, как для военных «политруков», так и для советников по духовно-нравственным ценностям при губернаторах.

Представляется, что подчиненность информационно-политической работы не только на уровне армейских и флотских частей, но и на уровне общества, через создание специального института советников при губернаторах, Министерству обороны является не только адекватным современным вызовам шагом, но и отвечает духу философии Ивана Ильина, который неоднократно подчеркивал связь всего русского народа и армии, как единого «живого» организма.

Реализация данных шагов позволит оздоровить атмосферу в гражданском обществе, сплотить народ и армию, радикально поднять степень осознанности, боевой дух и нравственное состояние войск.

Именно так можно культивировать в армейском и народном организме ключевые качества, которыми должен обладать воин, обсуждавшиеся в начале статьи: осознание государственной цели и ее живое, эмоциональное принятие — то, что Ильин называл «вдохновенностью».

Кроме того, Ильин считал, что война — это особое время, когда должны быть задействованы самые неожиданные, но главное отвечающие обстановке методы борьбы: «Бывают в жизни народов периоды и времена, когда вся жизнь, — интерес, воля, воображение, мысль и действие, — сосредоточивается вокруг единого пункта. Перед важностью его отходит на второй план все остальное; ибо его значительность, интенсивность и трагичность поглощает чуть ли не все остальные жизненные цели и стремления».

Пункт, «перед важностью которого отходит все остальное» — это сейчас наша Победа. Россия не имеет права на проигрыш в идущей военной компании, потому что на карту поставлено ее существование как целостного государства. Победа же должна быть зафиксирована на уровне сознания российского и не только… общества и армии, что невозможно без внедрения новой концептуальности, ясного обозначения и информационного закрепления смыслов войны.

Георгий РУСАНОВ.

https://www.gazeta-slovo.ru/publikatsii/publikatsii_8014.html

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *